Данный раздел определяет состав комплектов документации (далее по тексту КД) и описывает последовательность документировании целевой информационной системы. Порядок разработки документации — от общего к частному, т.е. в первую очередь готовится базовый комплект, в котором даётся общее описание системы и каждый последующий комплект расширяет и углубляет знания о целевой инфраструктуре.

Базовый комплект документации

Базовый комплект документации (КД-1) предполагает минимальный объем информации, необходимый для обслуживания информационной системы, и используется в несложных типовых конфигурациях. Среднее предприятие малого бизнеса имеет примитивную инфраструктуру, ограниченную одним или двумя маршрутизаторами, десятком рабочих станцией, сервером и несколькими устройствами для печати. Поэтому полный (КД-3) или расширенный (КД-2) комплекты документации избыточны для обслуживания таких объектов.

1. Общее описание предприятия

Здесь собраны данные для полевой работы (выезды) и прямого взаимодействия с ключевыми участниками или владельцами бизнес-процессов предприятия, в которые напрямую или опосредованно вовлечена наша компания. Также в этом разделе определяется домен предприятия.

1.1. Локации

В данном разделе приводятся данные, необходимые инженеру d19 для осуществления выезда и получения физического доступа к элементам информационной системы. Описываются офисы и обособленные подразделения предприятия, в которых присутствуют объекты обслуживания или значимые элементы инфраструктуры вне зоны нашей ответственности, но оказывающие критические влияние на информационную систему. Каждая локация, будь-то офис, розничный магазин, торговая точка и т.д., должна быть описана отдельно, согласно следующего шаблона:

Адрес
Описание маршрута

Необходимые пояснения в текстовом или графическом исполнении (стрелки или иные обозначения, нанесенные на Google или Яндекс карту), уточняющие местоположение локации. Особенно актуально для промзон с запутанной и не интуитивной адресацией.

Идентификатор локации

Назначается инженером для технических нужд (мониторинг, удаленный доступ и т.д.) и должен отвечать следующим требованиям:

  • используются только строчные буквы латиницы, цифры и минус1 (”-”), например: rtl-16 или mf (rtl — торговая точка 16, mf — производство);
  • не более 8 символов;
  • должно иметь значение, являться аббревиатурой, иметь ассоциативную и/или мнемоническую связь с локацией, например: mk - мясокомбинат или hq - главный офис.

Зачем

Все ключевые объекты обслуживания доступны в технологической vpn-сети по своим внутренним доменным именам вида [устройство].[локация].[город].[домен предприятия]. Например: gw.mk.rov.atrus, db.hq.rov.atrus или b24.dtc.yar.php.

Ниже приведен перечень универсальный и устоявшихся названий для локаций, придумывайте свои идентификаторы только если ни одно из предложенных не подходит для локации.

ИдентификаторОписание
hqHead quarter — главный офис, штаб-квартира организации, центр принятия решений, основной офис
brBranch — филиал компании или подчиненный штаб-квартире офис
mfManufacture — производство
stStorage — склад продукции, складские помещения
dtcData center — Центр обработки данных, ЦОД
rtlRetail — торговая точка
План этажа

План этажа с обозначением расположения ключевых элементов инфраструктуры (см. 3. Структурная схема сети). При сборе информации можно использовать фотографию плана эвакуации, который в обязательном порядке2 должен присутствовать на каждом этаже здания.

Ключевых!

Обратите внимание, что в данном контексте АРМ, периферийные устройства, элементы СКС не относятся к ключевым элементам инфраструктуры, однако, их нанесение на план этажа не запрещается.

Режим работы

Указываются рабочие дни и часы, например: 5/2, 8:00 - 17:00.

Специфичные условия физического доступа

Наличие пропускного режима или проходной, требования к документам (паспорт, водительское удостоверение, иное), наличие списков доступа, участие заказчика в оформлении пропусков или устном разрешении на доступ.

1.2. Ответственные лица

Список внешних и внутренних ответственных лиц, которые способны оказывать влияние на информационную систему предприятия заказчика. Заполняется согласно следующего шаблона:

ФИОКонт. телефонЛПРВнешнийОписание
Иванов Иван+7 999 999 99 99нетдаОбслуживает 1С
Петров Иван+7 888 888 88 88данетДиректор
РТК8 800 800 80 80нетдаИнтернет, по адресу Локация №1
Иванова Ирина+7 777 777 77 77данетГл. бухгалтер, закупки через неё
Никитка+7 666 666 66 66нетдаПишет СРМ

2. Общее описание информационной системы

2.1. Список устройств и идентификаторы

Список ключевых элементов инфраструктуры заполняется согласно шаблона:

Тип элемента ИСПроизводительМодельИдентификатор
МаршрутизаторMikrotikRB3011UiAS-RMgw-1
МаршрутизаторMikrotikRB1100AHX4gw-2
СерверNoNamei5/1 Tb nvme/128 Gb ddr5srv-1

Ключевые элементы инфраструктуры

Ключевые элементы инфраструктуры приведены в описании структурной схемы сети:

  • коммутаторы;
  • маршрутизаторы;
  • серверы.

Серверы в малом бизнесе

В данном контексте мы считаем сервером любое устройство (стоечный сервер, рабочая станция пользователя, бытовой NAS и т.д.), которое предоставляет бизнес-сервисы пользователям. Пример: общая папка для документов на рабочей станции сотрудника компании, в данном контексте, будет считаться “сервером”.

Идентификатор устройства назначается инженером и должен отвечать тем же требованиям что и Идентификатор локации.

2.2. Используемые бизнес-сервисы

Сервисы для предприятий или бизнес-сервисы — это приложения, онлайн-площадки или программные обеспечения, созданные для решения конкретных задач в компании. Они помогают автоматизировать производственные, административные, коммерческие и коммуникативные процессы, ускорить взаимодействие между сотрудниками и партнёрами. К бизнес-сервисам не относится программное обеспечение для обслуживания и управления информационной системой (средства виртуализации, приложения для резервного копирования, сетевые экраны, антивирусы и т.д.). Таблица используемых предприятием сервисов заполняется согласно следующего шаблона.

НазначениеПриложениеSelf-hostedОтветственное лицо
Электронная почтаVK WorkSpace, Яндекс, Gmail, иное: заполняется инженером+ / -см. 1.2. Ответственные лица
CRM-системаAmoCRM, Битрикс 24, иное: заполняется инженером+ / -см. 1.2. Ответственные лица
Управление проектами и задачамиJira, Slack, Trello, Asana, Битрикс24, иное: заполняется инженером+ / -см. 1.2. Ответственные лица
Учет и финансовое управление1С, Сбис, иное: заполняется инженером+ / -см. 1.2. Ответственные лица
Иное: заполняется инженером

2.3. Структурная схема

Готовится согласно правил и требований оформления приведенным в 3. Структурная схема сети.

2.4. Специфичные регламенты обслуживания

Перечень специфичных регламентов обслуживания (СРО) составляется в произвольной форме и описывает особые мероприятия (специфичные конкретно для этого клиента), которые необходимо осуществлять с заданной периодичностью. Примеры:

Каждое 10 число месяца нужно осуществлять тестовое восстановление из случайного инкрементального бэкапа с проверкой.

В начале каждого месяца осуществлять сверку баз 1С и Сбиса.

3. Журнал изменений

Заполняется ответственным за ведение документации и имеет формат:

[дата, время]: суть изменений. [было (изменяемый текст]:[стало (измененный текст)]

Footnotes

    • знак подчёркивания — не полностью совместим с DNS, при печати нужно нажимать шифт;
    • точка — зарезервирована за DNS;
    • двоеточие — непривычно, несовместимо с DNS
  1. План эвакуации при пожаре в офисных зданиях обязателен, если здание отвечает хотя бы одному из нижеперечисленных условий (п. 5 Правил противопожарного режима):

    • в здании одновременно могут находиться 50 и более человек;
    • в здании хотя бы на одном этаже есть постоянные рабочие места для 10 и более человек. Если площадь этажа более 1 000 кв. м, рекомендуется условно поделить этаж на секции и сделать план для каждой из них.